Некогда столица мавританского халифата, Кордова сегодня является тихим провинциальным городком. Здесь до сих пор хорошо различима структура
средневекового исламского города. Узкие улочки, зажатые между стенами невысоких домов, то и дело выводят к крошечным площадям, каждая из которых
украшена скульптурой, фонтаном или римскими колоннами.
В городском центре — медине — размещались Главная мечеть и Алькасар, вокруг мечети — торговый квартал. Жилые районы простирались вплоть до городских стен. Жизнь обитателей города тщательно скрыта за ставнями и ажурными решетками. Характерный элемент городской архитектуры — внутренний дворик (патио), который, как правило, украшен цветами. В патио домов побогаче бьют фонтаны, они украшены скульптурами и керамикой.
О былом величии города напоминает знаменитая кордовская мечеть Мескита, ныне кафедральный собор. Строительство мечети было начато в 785 г. на месте вестготской церкви. Продолжалось оно несколько веков в течение всего периода правления Омейядов. В результате последнего расширения мечети она стала самой крупной на исламском Западе. Мечеть была так прекрасна, что христиане, отвоевавшие город у мавров, не решились ее разрушить и освятили как собор Вознесения Богоматери. Богатые семьи стали строить вдоль стен свои капеллы.
Существенные изменения произошли в XVI в. когда Соборный капитул принял решение построить внутри мечети католическое святилище, которое стало чужеродным телом в исламском архитектурном ансамбле. Однако, как и прежде, поражает воображение высокое искусство арабских архитекторов. Перекрытия монументального зала поддерживают невероятное количество колонн (856) и два яруса красно-белых арок подковообразной формы. Изумительна по своей красоте молитвенная ниша (михраб) — то место, которое указывает направление Мекки. Войти сюда мог только султан. Она столь пышно отделана, что напоминает драгоценность, а расходящиеся во все стороны арки поистине гипнотизируют.
В Х веке правители из династии Омейядов превратили Кордову в самый процветающий город Европы с населением в миллион человек. Тщеславие заставляло халифов строить мечети, которые по красоте соперничали с Меккой, и дворцы, не менее пышные, чем в Багдаде. Дворцовые склоки и мятежи сгубили халифат Аль-Андалус, и христианские короли отвоевали Кордобу в ХIII веке.
Выйдя из мечети, стоит поискать Калья Флорес — улицу Цветов, чтобы познакомиться с андалусийской традицией украшать цветами беленые известью стены домов (для чего к ним металлическими коваными обручами крепят расписные керамические горшки).
Если еще раз обойти вокруг мескиты, можно попасть на набережную Гвадалквивира. Пушкину в воображении в его "испанских" стихах эта река представлялась бурным потоком — из-за "грохочущего" названия. Поэт, к счастью, не видел Гвадалквивир, иначе был бы страшно разочарован видом обмелевшей желтоватой речушки.
Алькасар
Правда, справедливости ради надо сказать, что Гвадалквивир таков только в Кордове. Дойдя до Севильи, он уже производит гораздо более сильное впечатление: вдоль одного берега — прекрасный променад, ведущий мимо знаменитой арены для боя быков Маэстранца к Золотой башне, вдоль другого — выходящие к реке ресторанчики квартала Триана. В Кордове набережная вдоль Гвадалквивира ведет к Королевскому Алькасару, одной из многочисленных резиденций католических королей Фердинанда и Изабеллы. Здесь королева Изабелла впервые приняла Колумба в 1486 году. Дворец довольно аскетичен (запоминаются только свезенные сюда римские мозаики, на удивление реалистичные и искусные), зато сады замечательные — современный парковый ансамбль своими пальмами, кипарисами, миртовыми деревьями, бассейнами и фонтанами напоминает Алькасар в Севилье.
В Кордове сохранилась одна из трех средневековых синагог Испании (две другие находятся в Толедо). Небольшой молитвенный дом был построен в 1314 г. в стиле мудехар. В нише восточной стены хранится свиток Торы. После изгнания евреев в 1492 г. здание синагоги использовали как церковь; в 1885 г. оно было объявлено национальным памятником.
Кроме того, следует осмотреть башню Калаорра, сооруженную еще маврами (сейчас там городской музей); археологический музей, расположенный во Дворце Херонимо Паэса ; музей изящных искусств, занимающий бывшую больницу милосердия; дворец Вианы— типичный пример веками расширяемого господского дома.
Еще один символ Кордовы — Распятие, окруженное 8 фонарями. Оно стоит на закрытой со всех сторон площади Пласа-де-лос-Долорес.
В городском центре — медине — размещались Главная мечеть и Алькасар, вокруг мечети — торговый квартал. Жилые районы простирались вплоть до городских стен. Жизнь обитателей города тщательно скрыта за ставнями и ажурными решетками. Характерный элемент городской архитектуры — внутренний дворик (патио), который, как правило, украшен цветами. В патио домов побогаче бьют фонтаны, они украшены скульптурами и керамикой.
О былом величии города напоминает знаменитая кордовская мечеть Мескита, ныне кафедральный собор. Строительство мечети было начато в 785 г. на месте вестготской церкви. Продолжалось оно несколько веков в течение всего периода правления Омейядов. В результате последнего расширения мечети она стала самой крупной на исламском Западе. Мечеть была так прекрасна, что христиане, отвоевавшие город у мавров, не решились ее разрушить и освятили как собор Вознесения Богоматери. Богатые семьи стали строить вдоль стен свои капеллы.
Существенные изменения произошли в XVI в. когда Соборный капитул принял решение построить внутри мечети католическое святилище, которое стало чужеродным телом в исламском архитектурном ансамбле. Однако, как и прежде, поражает воображение высокое искусство арабских архитекторов. Перекрытия монументального зала поддерживают невероятное количество колонн (856) и два яруса красно-белых арок подковообразной формы. Изумительна по своей красоте молитвенная ниша (михраб) — то место, которое указывает направление Мекки. Войти сюда мог только султан. Она столь пышно отделана, что напоминает драгоценность, а расходящиеся во все стороны арки поистине гипнотизируют.
В Х веке правители из династии Омейядов превратили Кордову в самый процветающий город Европы с населением в миллион человек. Тщеславие заставляло халифов строить мечети, которые по красоте соперничали с Меккой, и дворцы, не менее пышные, чем в Багдаде. Дворцовые склоки и мятежи сгубили халифат Аль-Андалус, и христианские короли отвоевали Кордобу в ХIII веке.
Выйдя из мечети, стоит поискать Калья Флорес — улицу Цветов, чтобы познакомиться с андалусийской традицией украшать цветами беленые известью стены домов (для чего к ним металлическими коваными обручами крепят расписные керамические горшки).
Если еще раз обойти вокруг мескиты, можно попасть на набережную Гвадалквивира. Пушкину в воображении в его "испанских" стихах эта река представлялась бурным потоком — из-за "грохочущего" названия. Поэт, к счастью, не видел Гвадалквивир, иначе был бы страшно разочарован видом обмелевшей желтоватой речушки.
Алькасар
Правда, справедливости ради надо сказать, что Гвадалквивир таков только в Кордове. Дойдя до Севильи, он уже производит гораздо более сильное впечатление: вдоль одного берега — прекрасный променад, ведущий мимо знаменитой арены для боя быков Маэстранца к Золотой башне, вдоль другого — выходящие к реке ресторанчики квартала Триана. В Кордове набережная вдоль Гвадалквивира ведет к Королевскому Алькасару, одной из многочисленных резиденций католических королей Фердинанда и Изабеллы. Здесь королева Изабелла впервые приняла Колумба в 1486 году. Дворец довольно аскетичен (запоминаются только свезенные сюда римские мозаики, на удивление реалистичные и искусные), зато сады замечательные — современный парковый ансамбль своими пальмами, кипарисами, миртовыми деревьями, бассейнами и фонтанами напоминает Алькасар в Севилье.
В Кордове сохранилась одна из трех средневековых синагог Испании (две другие находятся в Толедо). Небольшой молитвенный дом был построен в 1314 г. в стиле мудехар. В нише восточной стены хранится свиток Торы. После изгнания евреев в 1492 г. здание синагоги использовали как церковь; в 1885 г. оно было объявлено национальным памятником.
Кроме того, следует осмотреть башню Калаорра, сооруженную еще маврами (сейчас там городской музей); археологический музей, расположенный во Дворце Херонимо Паэса ; музей изящных искусств, занимающий бывшую больницу милосердия; дворец Вианы— типичный пример веками расширяемого господского дома.
Еще один символ Кордовы — Распятие, окруженное 8 фонарями. Оно стоит на закрытой со всех сторон площади Пласа-де-лос-Долорес.