Капернаум. Дом Петра

Кфар Нахум, или как его еще называют – Капернаум, (что в переводе означает "деревня Нахума") назван так в честь библейского пророка Нахума.

Капернаум – это древний рыбацкий город, расположенный на северо-западном побережье Тибериадского Моря (озера Кинерет). С 8-ого века этот город никем не заселен.

Было установлено, что поселение на этом месте было основано во втором веке до Рождения Христова. Это был маленький, неукрепленный населенный пункт, который не принимал никакого участия в первой и второй войнах против римлян и, таким образом, в нем шла тихая мирная жизнь, и постройки этого города не были повреждены или разрушены.

Согласно преданию, Иисус поселился здесь со своей матерью после того, как покинул Назарет. Тогда этот город не обладал какими-либо особыми преимуществами перед другими городами на берегах озера. Вероятно, Иисус выбрал именно Капернаум из-за того, что его первые обращенные, рыбаки Петр и Андрей, жили именно здесь. (Марк 1:21, 29).

Иисус проповедовал в синагоге Капернаума и, согласно Евангелию, здесь он исцелил тёщу апостола Петра от паралича, воскресил дочь Яира, служащего синагоги, излечил человека, одержимого дьяволом, и сотворил много других чудес (Марк 1:21-34; Марк 5:21-43). Поэтому Капернаум получил у христиан почетное название "Его город". Некоторые из новообращенных Иисуса или ранее жили, или обосновались позднее в Капернауме, так как присутствие последователей Христа засвидетельствовано и археологическими находками, и различными литературными трудами. Из раввинических текстов четвертого столетия мы узнаем, что отношения между этими двумя общинами были достаточно напряженными. Каждая из этих общин имела свой религиозный центр. Как писала в своих заметках леди Егерия, совершавшая паломничество на Святую Землю в период 381 - 384 гг: «В Капернауме дом Принца апостолов был превращен в церковь, в которой сохранились стены того дома».

Здесь же находится синагога, где Иисус излечил человека, одержимого дьяволом. Длинная лестница, ведущая к ней, украшена красивыми декоративными камнями.

Синагога была самым внушительным строением в городе, сделанным из белого известняка (Иерусалимского камня) и привезенного из отдаленного карьера в этот район черного базальта. Археологи утверждают, что здание было построено в несколько этапов и строительство продолжалось более ста лет, начиная с середины четвертого столетия.

Вход в синагогу находился с южной стороы, т.е. со сторны Иерусалима. Оконные рамы украшены геометрическими фигурами, изображениями растений и животных. Каменные фигуры купидонов, держащих в руках венки, и орлов, украшающие вход в синагогу, были разрушены бунтарями. Коринфские колонны, расположенные в виде буквы «U», служили опорой для второго этажа и крыши.

Внутренние стены были тщательно отштукатурены, а пол покрыт камнем. Конгрегация сидела вдоль стен лицом к центру, где, по всей видимости, читалась Тора. Здание с большими комнатами, где проводились занятия, и внутренний двор находятся непосредственно рядом с синагогой, на востоке от нее.

Найденные руины в саду синагоги включают в себя коринфскую капитель, украшенную символами семисвечника и шофара (рога), архитектурные фрагменты, содержащие изображение Звезды Давида, которая 2000 лет назад еще не являлась еврейским символом. Здесь шестиконечная звезда появляется рядом с пятиконечной. Там же можно увидеть изображения некоторых из семи видов растений, которыми благословенна Земля Израилева: пшеница, ячмень, виноград, гранат, финиковые пальмы, инжир и маслины (Втор. 8:8).

Один камень изображает пару столбов, похожих по дизайну на найденные в Хамат Тибериа, такой же мотив был найден в римских храмах. Надпись на арамейском языке обращается к донатору. Следующий камень изображает храм на колесах, возможно представляющий передвижной шатер, путешествующий с евреями по пустыне.

Дом Петра – еще одна важная обитель, построенная в первом веке до н.э. Этот дом был общим пристанищем для бедняков. Вокруг внутреннего двора неправильной формы расположены несколько комнат, стены одной из которых отштукатурены и окрашены.

В последствии, в четвертом веке, эта комната стала центром здания, которое было обнесено стеной и, таким образом, отгорожено от остального города. Может это и была церковь увиденная Егерией. По всей видимости, в пятом веке это здание было снесено и на участке рядом с ним была построена церковь восьмиугольной формы. В церкви был выложен мозаичный пол, в центре которого был изображен огромный павлин. Несмотря на то, что в этом доме не найдено ничего, что могло бы идентифицировать его первого владельца, тем не менее, перестройка дома в храм указывает, предположительно, на его принадлежность Петру. Скорее всего, этот храм связн с деятельностью Христа в Капернауме.

В 1894 году эта земля была куплена отцами францисканской церкви, которые возвели рядом с синагогой монастырь.

Раскопками, начатыми в 1978 г. в восточной (греческой) части Капернаума, раскрыты остатки большого поселения VII в. с широкими улицами и каменными домами, причала и большого строения с внутренним бассейном (возможно, рыбный рынок). Судя по глиняным светильникам и плиткам, украшенным крестами, в поселении жили преимущественно христиане. К северу от поселения — следы римского лагеря I в. н. э., что свидетельствует о важном стратегическом значении Капернаума.

Синагога
Синагога, в которой проповедовал Иисус (Ин. 6:22-71), была построена римским центурионом (Лук. 7:5). Это единственное общественное здание Капернаума, упомянутое в Евангелии. Та "Белая синагога," руины которой можно видеть в настоящее время, была построена местной еврейской общиной в конце IV в., остатки первоначальной синагоги, построенной в I в., находятся под ней. Это было установлено в 1969 г., когда археологи-францисканцы заложили несколько траншей рядом с синагогой IV в. и несколько шурфов внутри нее и обнаружили, что основания стен прежней синагоги послужили фундаментом для здания IV в.

Предполагалось, что и другие обнаруженные в Галилее синагоги, помимо капернаумской, могли существовать при жизни Христа. Однако современные исследования показали, что ни одна из синагог, развалины которых сохранились до нашего времени, не может датироваться более ранним периодом, чем конец II века от Р.Х. Причина, по которой в Палестине не были найдены синагоги I столетия, заключается в том, что все они были разрушены при подавлении римлянами двух еврейских восстаний в 66-70 и 132-135 гг. Археологические находки свидетельствуют о том, что вследствие первого восстания страна оказалась на грани полного уничтожения.

Дом Петра
Открытый археологами в 1968 "дом апостола Петра", в котором, согласно Евангелию, останавливался Иисус, находился в 30 м к югу от синагоги и выходил на одну из главных улиц города. Позднее его перекрыл фундамент восьмиугольной церкви V в. Этот одноэтажный дом был построен в конце эллинистического периода (во II-I вв. до Р.Х.). Он состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг просторного внутреннего дворика - типичная для жилых зданий того времени планировка (археологи-францисканцы именуют этот архитектурный комплекс insula sacra - "священный квартал"). В конце I в. его превратили в "молитвенный дом" (domus ecclesia). В конце IV в. дом был расширен (соседние постройки при этом были снесены) и обнесен каменной стеной. Стены помещений были покрыты цветной штукатуркой и расписаны (в росписи - геометрические узоры, растительный орнамент, изображения людей или животных отсутствуют). В середине V в. над ним была воздвигнута восьмиугольная церковь, которая функционировала до VII в.

Археологи предполагают, что дом св. Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. - керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

Стены дома покрыты многочисленными граффити, процарапанными по штукатурке. Самые ранние из них можно датировать началом III в., наиболее поздние - V в. Надписи сделаны на нескольких языках: греческом (151), сирийском (13), арамейском (9) и латинском (2). Христианское их содержание несомненно - присутствуют имя Иисуса, который назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим, а также христограмма, литургические обороты. Довольно длинная сирийская надпись (палео-эстрангело) содержит упоминание евхаристии. Встречается также и имя Петра. Очевидно, что дом посещался не только местными христианами, но и паломниками из дальних стран.

В выдержках из записок Эгерии, сохраненных автором XII в. Петром Диаконом, содержится описание дома Петра, каким он был в IV в.: "In Capharnaum autem ex domo apostolorum principis ecclesia facta est, cuius parietes usque hodie ita stant, sicut fuerunt" - "В Капернауме же из дома принцепса апостолов сделана церковь, чьи стены и сейчас стоят так, как они были". Это свидетельство важно тем, что в нем говорится не просто о церкви, но о доме, превращенном в церковь, причем это событие имело место в прошлом (facta est), задолго до паломничества Эгерии. "Принцепс апостолов" - несомненно, Петр.

В середине V в. стены дома Петра были аккуратно засыпаны, и прямо над ним воздвигнута восьмиугольная церковь. Примечательно, что связь ее с домом сохранилась в сознании посещавших Святую Землю паломников. Один из них, итальянец, посетивший Капернаум около 570 г., пишет: "Item venimus in Capharnaum in domo beati Petri, quae est modo basilica" - "И вот мы пришли в Капернаум в дом блаженного Петра, который нынче базилика."

Во второй трети I в. от Р.Х. в Капернауме еще могли жить люди, помнившие апостола Петра и, возможно, видевшие Иисуса, когда он гостил в его доме. Поэтому выбор именно этого дома для устройства церкви, скорее всего, был не случайным и определялся не только его близостью к центру города. Дом в Капернауме, по-видимому, был не единственным жилым домом, превращенным в церковь или синагогу. Археологи-францисканцы, работающие в Кане Галилейской, обнаружили под основанием церкви византийского времени остатки жилого дома, превращенного в синагогу. По их предположению, это могла быть синагога иудео-христиан.

Наши партнеры